Обзор изменений законодательства в сфере образования за первую половину 2021 года

Краткий обзор изменений законодательства в сфере образования за первое полугодие 2021 года.



Изменения законодательства в сфере образования

  • С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» утверждены новые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее — ФИС ФРДО).

Более 200 программ повышения квалификации для педагогов от онлайн-школы Фоксфорд – подробнее по ссылке.

И скидка до 50% на первое обучение на портале Инфоурок по промокоду ВАМСКИДКАподробнее по ссылке.

Правила определяют порядок формирования и ведения указанной федеральной информационной системы, в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 года по 31 августа 2013 года включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 года, и о дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения, и сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также порядок осуществления доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе.

Установлен перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему.

Признано утратившим силу аналогичное постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729.

Постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

С 29 июня 2021 вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности за несвоевременность и невнесение сведений в ФИС ФРДО (статья 19.30.2).

  • Подписан закон о пересмотре порядка разработки федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Признана утратившей силу норма, согласно которой формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профстандартов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

  • Упрощена процедура передачи в аренду объектов госсобственности для организации питания обучающихся или занятия ими спортом.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 77-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно общему правилу, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, то заключению такого договора должна предшествовать проводимая учредителем оценка последствий заключения договора.

В соответствии с принятым законом требование о проведении оценки последствий заключения договоров не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся, организации и создания условий для занятия ими физической культурой и спортом, а также обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

  • Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие просветительской деятельности – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.

Просветительскую деятельность осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физлица, ИП и (или) юридические лица при соблюдении установленных данным законом требований.

Федеральный закон вступил в силу с 1 июня 2021 года.

  • С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок).

Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, в Порядке учтены положения СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).

Приказ действует до 1 сентября 2027 года.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442.

  • С 1 сентября 2021 года поступающие на обучение по программам среднего профессионального образования вправе направить в образовательную организацию заявление о приеме, а также необходимые документы с использованием портала Госуслуг.

Приказом Минпросвещения России от 16.03.2021 № 100 внесены соответствующие изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 457, устанавливающие возможность направления заявления о приеме с использованием портала Госуслуг.

Приказ действует до 1 января 2027 года.

  • Установлен порядок выдачи в 2021 году аттестатов о среднем общем образовании.

Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 113 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году» определено, что не применяется порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, утвержденный приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546.

Приводятся основания выдачи аттестата и приложений к нему.

Аттестат с отличием выдается лицам, имеющим итоговые оценки «отлично» по всем изучаемым предметам на уровне среднего общего образования и получившим (без учета результатов, полученных при прохождении повторной ГИА):

— в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ — не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам;

— в случае прохождения выпускником 11 (12) класса ГИА в форме ГВЭ — отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

В случае невозможности получения аттестата лично, образовательная организация по заявлению выпускника направляет аттестат в его адрес посредством почтовой связи заказным отправлением с уведомлением о вручении.

Выпускник вправе в электронной форме обратиться в образовательную организацию с просьбой о направлении ему отсканированной копии оригинала аттестата. При этом оригинал аттестата хранится в личном деле выпускника до момента его востребования выпускником или другим лицом при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной доверенности, выданной указанному лицу выпускником.

  • Установлены основания выдачи в 2021 году медали «За особые успехи в учении».

Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 114 «Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2021 году» установлено, что в 2021 году медаль «За особые успехи в учении» вручается лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, и получившим (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

— в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ — не менее 70 баллов на ЕГЭ по учебному предмету «Русский язык» и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам;

— в случае прохождения выпускником 11 (12) класса ГИА в форме государственного выпускного экзамена — отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

Предусматривается, что Порядок выдачи медали «За особые успехи в учении», утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.06.2014 № 685, в части определения лиц, которым вручается медаль «За особые успехи в учении», не применяется.

  • С 19 мая 2021 года на сайте образовательной организации необходимо ежедневно размещать меню горячего питания обучающихся.

В письме Минпросвещения России от 17.05.2021 № ГД-1158/01 «О размещении меню» указано, что в целях организации автоматического мониторинга и анализа ежедневного меню горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях необходимо начиная с 19 мая 2021 года ежедневно размещать в соответствующем разделе на сайте общеобразовательной организации меню в виде электронной таблицы в формате XLSX.

  • Минпросвещения России даны разъяснения о заполнении и выдаче аттестатов об основном общем образовании в 2020-2021 учебном году.

В письме Минпросвещения России от 07.06.2021 № 03-782 «О заполнении и выдаче аттестатов об основном общем образовании в 2020-2021 учебном году» даны пояснения о правилах внесения сведений в аттестат по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР), а также учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана, и учебным предметам, входящим в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Также даны разъяснения по определению итоговой отметки по учебному предмету «Математика» в случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия». В указанном случае итоговая отметка за 9-й класс по указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и экзаменационной отметки выпускника.

  • Право на обучение по индивидуальному учебному плану предоставляется любому обучающемуся в школе независимо от причин возникновения потребности в обучении.

Письмом Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 направлены методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (далее — ИУП), подготовленные в рамках проведения в Российской Федерации Десятилетия детства.

Отмечается, что ИУП — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, ИУП — это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) об обучении по ИУП.

Рассматривается порядок перевода на обучение по ИУП, разработки, содержания ИУП, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации.

  • Даны разъяснения об аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах.

В Письме Минпросвещения России от 23.03.2021 № СК-70/08 «О направлении информации по вопросу о применении Порядка аттестации педагогических работников» сообщается, что в настоящее время действует Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный по согласованию с Минтрудом России приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — Порядок).

Указанный Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Приказами Минпросвещения России от 28.04.2020 № 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» и от 11.12.2020 № 713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» урегулированы вопросы, связанные с продлением сроков действия установленных квалификационных категорий.

В свою очередь, Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования были подготовлены Разъяснения об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020-2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий (письмо от 27.01.2021 № ВБ-90/08).

  • Даны разъяснения о правомерности проведения Рособрнадзором всероссийских проверочных работ.

В Письме Рособрнадзора от 08.04.2021 № 01-99/08-01 «О проведении Рособрнадзором проверочных работ» сообщается, что совместным приказом Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 18.12.2019 № 1684/694/1377 установлены процедура и сроки проведения мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях; показатели мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях, а также методика расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях.

Одним из показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях является «Доля обучающихся общеобразовательных организаций, не достигших минимального уровня подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», который в соответствии с пунктом 3.1 методики расчета показателей мониторинга рассчитывается на основе результатов оценочной процедуры, реализуемой Рособрнадзором в форме всероссийских проверочных работ (далее — ВПР).

Проведение Рособрнадзором мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме ВПР осуществляется в целях реализации мероприятия 1.2 «Совершенствование и реализация процедур оценки степени и уровня освоения образовательных программ общего образования обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций» ведомственной целевой программы «Качество образования», утвержденной приказом Рособрнадзора от 22.01.2019 № 39.

В свою очередь ведомственная целевая программа «Качество образования» утверждена Рособрнадзором в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642.

Таким образом, организация проведения ВПР осуществляется Рособрнадзором в рамках установленных полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

  • С 24 марта изменился порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Федеральным законом от 24.03.2021 № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, что форма и (или) система оценки результатов вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, устанавливаются Минпросвещения России.

Кроме того, в том числе внесены поправки, регламентирующие особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств и дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

  • Минпросвещения России разработаны рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений с целью усиления мер безопасности.

С целью усиления мер безопасности Минпросвещения России разработаны рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений (письмо от 11.05.2021 № СК-123/07).

В частности, каждой общеобразовательной организации рекомендуется иметь план действий в чрезвычайной ситуации (далее — ЧС). План безопасности должен включать разные компоненты и быть направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников.

Антикризисный план должен включать в себя следующие блоки:

— организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС);

— методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы);

— ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).

С целью разработки и реализации плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды.

Кроме того, необходима координация работы образовательной организации с региональными антикризисными подразделениями.

В целях усиления мер безопасности, повышения состояния защищенности от угроз криминального характера и террористических угроз образовательных организаций необходим максимальный контроль в части создания условий, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций.

Изменения законодательства в контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования

1. С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступающие в силу с 1 июля 2021 года:

— статьей 97 внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части порядка внесения изменений в реестр лицензий, а также формы проведения оценки соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований.

Определено, что проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках государственного контроля (надзора). Обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ;

— статьей 104 внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), отнесены следующие полномочия:

— федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

— государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования;

— лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

— государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

— подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определено соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

— соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

— исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Также Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнен статьей 93.1 в части определения последствий нарушений обязательных требований, установленных при государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

— статьей 129 внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации» в части уточнения процедуры досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, а также использования контрольно-надзорным органом подсистемы досудебного обжалования.

2. С 1 июля вступают в силу Правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Правила).

Контрольным (надзорным) органом в целях реализации Правил устанавливаются:

перечень областей экспертиз и соответствующих им видов экспертиз, для проведения которых контрольному (надзорному) органу требуется привлечение экспертов;

— состав административных процедур; критерии аттестации;

— случаи аттестации без проведения квалификационного экзамена;

— срок действия аттестации;

— случаи, при которых аттестация устанавливается на срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия (однократная аттестация);

— случаи, при которых аттестация имеет бессрочный характер (бессрочная аттестация);

— правила формирования и ведения реестра аттестованных экспертов;

— положение об аттестационной комиссии.

Учитывая изменение вида контроля в сфере образования, а также новые Правила аттестации экспертов, контрольно-надзорным органам в 2021 году необходимо провести аттестацию экспертов с учетом изменений законодательства.