На портале Единый Урок доступен курс «Теоретические основы русского языка в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
Длительность программы — 119 часов.
Форма обучения — заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий.
Нормативный срок освоения программы — 24 календарные недели.
Программа содержит необходимый материал для педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования по вопросам теории, истории и методике преподавания современного русского языка в образовательных организациях.
Программа организована в целях развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Для кого курс
К освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Программа ориентирована на педагогических работников, обладающих необходимым уровнем компьютерной грамотности для дистанционного обучения.
- Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) профессиональных образовательных организаций;
- Руководители (заместители руководителей) муниципальных методических служб;
- Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) специальных коррекционных образовательных организаций;
- Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций дополнительного образования;
- Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
- Педагогические работники профессиональных образовательных организаций;
- Специалисты муниципальных органов управления образованием;
- Специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
- Зав. кабинетами, методисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования;
- Методисты муниципальных методических служб;
- Педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
- Педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования.
План программы
- Язык и речь. Речевая деятельность. Основные направления в работе по развитию речи учащихся. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.
- Язык и мышление. Соотношение категорий языка и категорий мышления.
- Методы изучения языка. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Методы и приемы обучения русскому языку.
- Генеалогическая и типологическая классификация языков. Место русского языка в этих классификациях. Русский язык как учебный предмет в школе.
- Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку.
- Язык и общество. Общие и частные функции языка. Русский язык в современном мире. Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе.
- Диалекты в системе общенародного языка. Диалектное членение русского языка. Особенности народных говоров. Культуроведческий аспект обучения русскому языку.
- Стили языка и стили речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Жанрово-стилистические разновидности текстов. Стилистика как компонент всех разделов школьного курса русского языка.
- Текст как объект филологического анализа. Основные признаки текста. Текстовые категории. Методика работы над текстом при изучении русского языка в школе.
- Основные фонетические единицы речи (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт). Закономерности слогоделения в древнерусском и современном русском языках. Типы слогов.
- Классификация гласных и согласных звуков современного русского языка. Методика изучения фонетики в школе.
- Фонетические чередования гласных и согласных звуков русского языка. Чередования, возникшие после падения редуцированных.
- Понятие фонемы в Московской и Петербургской фонологических школах. Функции фонемы. Позиции фонем.
- Система гласных фонем современного русского языка. Исторические изменения гласных.
- Система согласных фонем современного русского языка. Исторические изменения согласных.
- Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Варианты произносительных норм. Методика изучения орфоэпии в школе.
- Графика. Современный русский алфавит. Принципы русской графики.
- Орфография. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии. Методика освоения орфографии.
- Слово как основная лексическая единица русского языка. Дифференциальные признаки слова. Слово и его измерения: эпидигматика, парадигматика, синтагматика.
- Лексическое значение слова. Аспекты изучения ЛЗ. Многозначность. Основные типы лексических значений. Методика изучения лексики в школе.
- Лексико-семантическая парадигматика: омонимическая, синонимическая, антонимическая и другие парадигмы. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Дифференциация словарного состава языка: лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления и стилистической дифференциации.
- Фразеология. Признаки фразеологизмов. Типы фразеологических единиц по структуре и семантической спаянности компонентов. Методика изучения фразеологии в школе.
- Морфемика. Виды морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Методика изучения состава слова в школе.
- Дериватология. Основные понятия дериватологии. Способы образования слов в современном русском языке. Методика изучения словообразования в школе.
- Части речи в русском языке. Критерии распределения слов по частям речи. Явление переходности в системе частей речи. Методика изучения морфологии (общие подходы).
- Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных. Изучение имени существительного в школе.
- Категория рода, числа, падежа имен существительных. Следы двойственного числа в современном русском языке.
- Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные. История склонения существительных.
- Имя прилагательное как часть речи. История прилагательных в русском языке. Методика изучения имен прилагательных в школе.
- Имя числительное как часть речи. История количественных числительных в русском языке. Методика изучения имен числительных в школе.
- Местоимение как часть речи. Семантико-грамматические разряды местоимений. История личных местоимений в русском языке. Методика изучения местоимений в школе.
- Глагол как часть речи. Грамматические категории и формы глагола в современном русском языке. Методика изучения глагола в школе.
- Категории вида и времени русского глагола. Видовая корреляция. Способы глагольного действия. История форм прошедшего времени.
- Категория лица русского глагола. Типы спряжения глаголов. Соотношение типов спряжения и классов глаголов. Понятие о продуктивных классах. Изучение спряжения глаголов в школе.
- Категория залога русского глагола. Возвратные глаголы.
- Категория наклонения. Значение и образование форм наклонения. История сослагательного наклонения в русском языке.
- Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Грамматические категории причастий. Происхождение причастий на -ущ-, -ащв русском языке.
- Деепричастие как особая форма глагола. Семантика и грамматические признаки деепричастий. Образование и употребление деепричастий. Происхождение деепричастий в русском языке.
- Наречие как часть речи. Семантические разряды и грамматические признаки наречий. Изучение наречий в школе.
- Вопрос о категории состояния как части речи. Разряды слов категорий состояния по значению и происхождению.
- Модальные слова как лексико-грамматический класс слов. Семантика и функции модальных слов.
- Междометия как лексико-грамматический класс слов, их семантические разряды. Функции междометий в речи.
- Служебные части речи в современном русском языке. Семантика, разряды и функции служебных слов. Изучение служебных частей речи в школе.
- Словосочетание как единица синтаксиса, его семантика и структура. Типы словосочетаний. Методика изучения синтаксиса (общие подходы).
- Простое предложение как предикативная единица. Структурные схемы простых предложений. Семантическая структура простого предложения.
- Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы и формы сказуемых. Основные способы грамматической связи между подлежащим и сказуемым.
- Второстепенные члены предложения. Семантикограмматические разряды второстепенных членов. Синкретизм членов предложения. Понятие о детерминантах. Типы детер-минантов.
- Полные и неполные предложения. Функциональноструктурные разновидности неполных предложений. Обогащение грамматического строя речи учащихся.
- Односоставные предложения, их семантика и структура. Типы односоставных предложений.
- Предложения, осложненные однородными членами предложения. Типы однородных членов предложения. Обобщающие слова при однородных членах
- Предложения, осложненные обособленными членами предложения. Основные функции и семантико-структурные разряды обособленных членов предложения.
- Основные признаки сложного предложения и средства связи его частей. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений.
- Принцип классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения одночленной и двучленной структуры. Основные структурно – семантические типы СПП.
- Бессоюзные сложные предложения в системе современного русского языка. Основные структурно-семантические типы БСП.
- Сложное синтаксическое целое. Средства связи в сложном синтаксическом целом. Диалогические единства. Методика обучения написанию изложения.
- Чужая речь. Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Методика обучения написанию сочинений.
- Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их основные функции. Методика освоения пунктуации.
- Роль М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина в истории развития и становления русского литературного языка.
Оценка качества освоения программы: итоговая оценка уровня сформированности профессиональных компетенций слушателей по всей программе повышения квалификации проводится в форме тестирования в системе дистанционного обучения.
Записаться на курс по ссылке на портале Единый Урок.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".