Теоретические основы русского языка в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

На портале Единый Урок доступен курс «Теоретические основы русского языка в условиях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

Длительность программы — 119 часов.

Форма обучения — заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий.

Нормативный срок освоения программы — 24 календарные недели.

Программа содержит необходимый материал для педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования по вопросам теории, истории и методике преподавания современного русского языка в образовательных организациях.

Программа организована в целях развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.

Для кого курс

К освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Программа ориентирована на педагогических работников, обладающих необходимым уровнем компьютерной грамотности для дистанционного обучения.

  • Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) профессиональных образовательных организаций;
  • Руководители (заместители руководителей) муниципальных методических служб;
  • Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) специальных коррекционных образовательных организаций;
  • Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций дополнительного образования;
  • Руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
  • Педагогические работники профессиональных образовательных организаций;
  • Специалисты муниципальных органов управления образованием;
  • Специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
  • Зав. кабинетами, методисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования;
  • Методисты муниципальных методических служб;
  • Педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
  • Педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования.

План программы

  • Язык и речь. Речевая деятельность. Основные направления в работе по развитию речи учащихся. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.
  • Язык и мышление. Соотношение категорий языка и категорий мышления.
  • Методы изучения языка. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Методы и приемы обучения русскому языку.
  • Генеалогическая и типологическая классификация языков. Место русского языка в этих классификациях. Русский язык как учебный предмет в школе.
  • Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку.
  • Язык и общество. Общие и частные функции языка. Русский язык в современном мире. Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе.
  • Диалекты в системе общенародного языка. Диалектное членение русского языка. Особенности народных говоров. Культуроведческий аспект обучения русскому языку.
  • Стили языка и стили речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Жанрово-стилистические разновидности текстов. Стилистика как компонент всех разделов школьного курса русского языка.
  • Текст как объект филологического анализа. Основные признаки текста. Текстовые категории. Методика работы над текстом при изучении русского языка в школе.
  • Основные фонетические единицы речи (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт). Закономерности слогоделения в древнерусском и современном русском языках. Типы слогов.
  • Классификация гласных и согласных звуков современного русского языка. Методика изучения фонетики в школе.
  • Фонетические чередования гласных и согласных звуков русского языка. Чередования, возникшие после падения редуцированных.
  • Понятие фонемы в Московской и Петербургской фонологических школах. Функции фонемы. Позиции фонем.
  • Система гласных фонем современного русского языка. Исторические изменения гласных.
  • Система согласных фонем современного русского языка. Исторические изменения согласных.
  • Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Варианты произносительных норм. Методика изучения орфоэпии в школе.
  • Графика. Современный русский алфавит. Принципы русской графики.
  • Орфография. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии. Методика освоения орфографии.
  • Слово как основная лексическая единица русского языка. Дифференциальные признаки слова. Слово и его измерения: эпидигматика, парадигматика, синтагматика.
  • Лексическое значение слова. Аспекты изучения ЛЗ. Многозначность. Основные типы лексических значений. Методика изучения лексики в школе.
  • Лексико-семантическая парадигматика: омонимическая, синонимическая, антонимическая и другие парадигмы. Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Дифференциация словарного состава языка: лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления и стилистической дифференциации.
  • Фразеология. Признаки фразеологизмов. Типы фразеологических единиц по структуре и семантической спаянности компонентов. Методика изучения фразеологии в школе.
  • Морфемика. Виды морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Методика изучения состава слова в школе.
  • Дериватология. Основные понятия дериватологии. Способы образования слов в современном русском языке. Методика изучения словообразования в школе.
  • Части речи в русском языке. Критерии распределения слов по частям речи. Явление переходности в системе частей речи. Методика изучения морфологии (общие подходы).
  • Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных. Изучение имени существительного в школе.
  • Категория рода, числа, падежа имен существительных. Следы двойственного числа в современном русском языке.
  • Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные. История склонения существительных.
  • Имя прилагательное как часть речи. История прилагательных в русском языке. Методика изучения имен прилагательных в школе.
  • Имя числительное как часть речи. История количественных числительных в русском языке. Методика изучения имен числительных в школе.
  • Местоимение как часть речи. Семантико-грамматические разряды местоимений. История личных местоимений в русском языке. Методика изучения местоимений в школе.
  • Глагол как часть речи. Грамматические категории и формы глагола в современном русском языке. Методика изучения глагола в школе.
  • Категории вида и времени русского глагола. Видовая корреляция. Способы глагольного действия. История форм прошедшего времени.
  • Категория лица русского глагола. Типы спряжения глаголов. Соотношение типов спряжения и классов глаголов. Понятие о продуктивных классах. Изучение спряжения глаголов в школе.
  • Категория залога русского глагола. Возвратные глаголы.
  • Категория наклонения. Значение и образование форм наклонения. История сослагательного наклонения в русском языке.
  • Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Грамматические категории причастий. Происхождение причастий на -ущ-, -ащв русском языке.
  • Деепричастие как особая форма глагола. Семантика и грамматические признаки деепричастий. Образование и употребление деепричастий. Происхождение деепричастий в русском языке.
  • Наречие как часть речи. Семантические разряды и грамматические признаки наречий. Изучение наречий в школе.
  • Вопрос о категории состояния как части речи. Разряды слов категорий состояния по значению и происхождению.
  • Модальные слова как лексико-грамматический класс слов. Семантика и функции модальных слов.
  • Междометия как лексико-грамматический класс слов, их семантические разряды. Функции междометий в речи.
  • Служебные части речи в современном русском языке. Семантика, разряды и функции служебных слов. Изучение служебных частей речи в школе.
  • Словосочетание как единица синтаксиса, его семантика и структура. Типы словосочетаний. Методика изучения синтаксиса (общие подходы).
  • Простое предложение как предикативная единица. Структурные схемы простых предложений. Семантическая структура простого предложения.
  • Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы и формы сказуемых. Основные способы грамматической связи между подлежащим и сказуемым.
  • Второстепенные члены предложения. Семантикограмматические разряды второстепенных членов. Синкретизм членов предложения. Понятие о детерминантах. Типы детер-минантов.
  • Полные и неполные предложения. Функциональноструктурные разновидности неполных предложений. Обогащение грамматического строя речи учащихся.
  • Односоставные предложения, их семантика и структура. Типы односоставных предложений.
  • Предложения, осложненные однородными членами предложения. Типы однородных членов предложения. Обобщающие слова при однородных членах
  • Предложения, осложненные обособленными членами предложения. Основные функции и семантико-структурные разряды обособленных членов предложения.
  • Основные признаки сложного предложения и средства связи его частей. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений.
  • Принцип классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения одночленной и двучленной структуры. Основные структурно – семантические типы СПП.
  • Бессоюзные сложные предложения в системе современного русского языка. Основные структурно-семантические типы БСП.
  • Сложное синтаксическое целое. Средства связи в сложном синтаксическом целом. Диалогические единства. Методика обучения написанию изложения.
  • Чужая речь. Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Методика обучения написанию сочинений.
  • Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их основные функции. Методика освоения пунктуации.
  • Роль М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина в истории развития и становления русского литературного языка.

Оценка качества освоения программы: итоговая оценка уровня сформированности профессиональных компетенций слушателей по всей программе повышения квалификации проводится в форме тестирования в системе дистанционного обучения.

Записаться на курс по ссылке на портале Единый Урок.