Ответы на вопросы, касающиеся правового регулирования практической подготовки обучающихся

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России подготовил ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся правового регулирования практической подготовки обучающихся.

Ответы даны в Письме Минобрнауки России от 08.12.2021 г. № МН-5/22427 «О направлении вопросов и ответов».



Вопрос N 1:
Каким образом организация, осуществляющая образовательную деятельность должна удостовериться в наличии у лиц, ответственных за практическую подготовку со стороны работодателя, справок о несудимости?

Ответ:
Согласно пункту 2.2.2 примерной формы договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59778) (далее соответственно — Примерная форма договора о практической подготовке, приказ N 885/390), организация, осуществляющая деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее — профильная организация), обязана назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которые обеспечивают организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

В соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей указанной статьи.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые установлены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27 сентября 2019 г. N 660 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2020 г., регистрационный N 57322) (далее — Административный регламент).

Согласно пункту 26 Административного регламента взимание платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Статьей 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 362 Трудового кодекса Российской Федерации руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Пунктом 2.3.1 Примерной формы договора о практической подготовке предусмотрено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки требованиям договора о практической подготовке.

Таким образом, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе ознакомиться со справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в отношении ответственного за обеспечение организации реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки лица со стороны профильной организации.

Вопрос N 2:
Что делать, если обучающийся является «целевиком» от профильной организации и профильная организация не согласовывает договор?

Ответ:
В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

В случае несогласования договора о практической подготовке обучающегося с профильной организацией, которая является заказчиком целевого обучения, можно выбрать иное место практической подготовки обучающегося с учетом предложений заказчика целевого обучения.

Следует обратить внимание, что на основании части 8 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ Примерная форма договора о практической подготовке утверждена приказом N 885/390.

Вопрос N 3:
Можно ли использовать форму договора, утвержденную в профильной организации?

Ответ:
На основании части 8 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ Примерная форма договора о практической подготовке утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Таким образом, при заключении договора о практической подготовке обучающегося необходимо использовать Примерную форму договора о практической подготовке, утвержденную приказом N 885/390.



Вопрос N 4:
Можно ли в перечне адресов и помещений указать юридический адрес организации?

Ответ:
В соответствии с пунктом 1.3 Примерной формы договора о практической подготовке реализация компонентов образовательной программы, согласованных сторонами договора, осуществляется в помещениях профильной организации, перечень которых согласуется сторонами договора в соответствующем приложении, которое является неотъемлемой частью договора.

Соответственно в приложении к договору необходимо указывать фактический адрес (адреса) места (мест) реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки. Юридический адрес профильной организации и образовательной организации отражается в разделе 5 «Адреса, реквизиты и подписи Сторон» договора.

Вопрос N 5:
Обязателен ли к заполнению пункт о перечне оборудования и технических средств?

Ответ:
Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом N 885/390 (далее — Положение о практической подготовке) и Примерная форма договора о практической подготовке не содержат требований о необходимости обязательного включения в договор о практической подготовке обучающихся перечня оборудования и технических средств для осуществления профессиональной деятельности.

Вопрос N 6:
Есть ли какие-нибудь требования к оборудованию и помещениям? Например, сколько квадратных метров должно приходиться на каждого студента? Какие именно технические средства и какое оборудование должна предоставлять профильная организация?

Ответ:
Согласно пункту 10 Положения о практической подготовке при организации практической подготовки профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.4 Примерной формы договора о практической подготовке профильная организация обязана создать условия для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, предоставить оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, а также обеспечить безопасные условия реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, выполнение правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы высшего образования установлены соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, которые представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

В случае заключения профильной организацией или образовательной организацией (при организации практической подготовки в образовательной организации) с обучающимся срочного трудового договора о замещении вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, следует также учитывать положения трудового законодательства Российской Федерации, согласно которым рабочее место должно соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Вопрос N 7:
Что делать, если профильная организация не проводит оценку условий труда на рабочих местах и просит исключить из договора пункт 2.2.5?

Ответ:
Пунктом 2.2.5 Примерной формы договора о практической подготовке предусмотрена обязанность профильной организации проводить оценку условий труда на рабочих местах, используемых при реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, и сообщать руководителю образовательной организации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Необходимость проведения оценки условий труда на рабочих местах, используемых при реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, обусловлена в первую очередь правом работника на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностью образовательной организации создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, установленной пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ.

Более того, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся. За нарушение или незаконное нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», положения которого устанавливают правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяют правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Таким образом, предусмотренные Примерной формой договора о практической подготовке положения являются обязательными для исполнения, поскольку основаны на нормах законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми обеспечиваются безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В свою очередь Примерная форма договора о практической подготовке позволяет сторонам договора устанавливать иные, не противоречащие законодательству Российской Федерации, условия прохождения обучающимися практической подготовки.

Вопрос N 8:
Некоторые организации, имеющие строгую пропускную систему и (или) являющиеся режимными объектами, просят исключить пункт 2.2.8. Причины: оформление пропуска на каждого студента, отказ оформлять пропуск на лиц, которые не проходят практику (например, на руководителей практики). Можно ли исключить/изменить этот пункт?

Ответ:
Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в образовательной организации, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;
2) в профильной организации, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.

Примерная форма договора о практической подготовке определяет основные права и обязанности сторон, обусловленные требованиями законодательства об образовании и трудового законодательства в Российской Федерации.

Так, пунктом 2.2.8 Примерной формы договора о практической подготовке предусмотрена обязанность профильной организации предоставить обучающимся и руководителю по практической подготовке от образовательной организации возможность пользоваться помещениями профильной организации, согласованными сторонами при заключении договора, а также находящимися в них оборудованием и техническими средствами обучения.

При этом в силу пункта 2.1.2 Примерной формы договора о практической подготовке организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана назначить руководителя по практической подготовке, который в свою очередь наряду с обеспечением организации образовательной деятельности в форме практической подготовки при реализации компонентов образовательной программы также несет ответственность совместно с ответственным работником профильной организации за реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации, соблюдение ими правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Таким образом, профильная организация при заключении с образовательной организацией договора о практической подготовке обучающихся обязана обеспечить доступ обучающимся и руководителю по практической подготовке от образовательной организации к помещениям профильной организации, перечень которых согласован сторонами при заключении договора, а также находящимися в них оборудованием и техническими средствами обучения.

При этом следует иметь в виду, что пунктом 11 Положения о практической подготовке закреплена обязанность обучающихся и работников образовательной организации при организации практической подготовки соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (образовательной организации, в структурном подразделении которой организуется практическая подготовка), требования охраны труда и техники безопасности.

Вопрос N 9:
Возможно ли сделать «переходный» период, когда студенты могут проходить практику как по старым договорам по практике, так и по новым договорам о практической подготовке?

Ответ:
В соответствии с пунктом 24 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ практическая подготовка — это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ, которые представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ случаях — в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Практика наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом.

Согласно пункту 7 Положения о практической подготовке практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 Положения о практической подготовке виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ.

В этой связи, а также принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, в том числе разработке и утверждении образовательной программы, она вправе самостоятельно определить вид практики и способы ее проведения в рамках образовательной программы.

При этом, в случае если практика организовывается в форме практической подготовки, образовательной организации необходимо заключить договор о практической подготовке обучающихся в соответствии с Примерной формой договора о практической подготовке.



Вопрос N 10:
Как практическая подготовка должна быть представлена в рабочих программах дисциплин?

Ответ:
Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ, которые представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ случаях — в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Согласно пункту 4 Положения о практической подготовке образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.

Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункт 6 Положения о практической подготовке).

Исходя из этого, в рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) практическую подготовку необходимо предусматривать в виде практических занятий (практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности).

Вопрос N 11:
Как практическая подготовка должна быть отражена в рабочих программах практик? Какой объем целесообразно выделять на практическую подготовку в рамках практики?

Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Положения о практической подготовке практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Соответственно в рабочей программе практики практическая подготовка предусматривается в виде определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Структура и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта, утвержденного образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, которые представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

Вопрос N 12:
В ситуации, когда практическая подготовка осуществляется в одной организации по нескольким направлениям подготовки, правомерно ли заключить один договор о практической подготовке и сопроводить его дополнительными соглашениями к договору по конкретным направлениям подготовки?

Ответ:
Согласно пункту 1.2 Примерной формы договора о практической подготовке образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются сторонами в соответствующем приложении, которое является неотъемлемой частью договора.

Таким образом, договор может быть заключен на несколько образовательных программ по нескольким направлениям подготовки. Название программ, компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, сроки организации практической подготовки, количество обучающихся следует фиксировать в приложении N 1 к договору о практической подготовке.

Вопрос N 13:
В какой форме проводится практическая подготовка и как это должно быть отражено в учебных планах: в форме контактной работы, в иных формах, определяемых организацией, или в форме самостоятельной работы?

Ответ:
Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.

Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункт 6 Положения о практической подготовке).

В соответствии с пунктом 7 Положения о практической подготовке практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Структура и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта, утвержденного образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, которые представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

Законодательство Российской Федерации об образовании не устанавливает количество часов на реализацию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ в форме практической подготовки. В учебном плане организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно отражает количество часов на реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки.

Например, все практические занятия по дисциплине (практикумы, лабораторные работы и т.п.) или часть из них проводятся в форме практической подготовки. При этом практические занятия, практикумы, лабораторные работы и иные аналогичные виды учебной деятельности традиционно относятся к контактной работе.

Вместе с тем следует иметь в виду, что структура и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта, утвержденного образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, которые представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

Вопрос N 14:
Контактная работа предусматривает групповую или индивидуальную работу обучающихся с руководителем (руководителями) по практической подготовке от кафедры и руководителем (руководителями) от профильной организации? Должны ли выделяться часы на самостоятельную работу при прохождении практики в форме практической подготовки? Самостоятельная работа при прохождении практики не является контактной работой?

Ответ:
Законодательством об образовании Российской Федерации не установлены требования относительно распределения часов на практику в части контактной или самостоятельной работы. Таким образом, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определяет это в учебном плане соответствующей образовательной программы.

Вопрос N 15:
Учебная и производственная практики должны в полном объеме проводиться в форме практической подготовки? Можно ли отнести к практической подготовке вводные лекции, экскурсии, инструктажи?

Ответ:
Практическая подготовка — это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ, представляющих собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Практика наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом.

Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (пункт 9 Положения о практической подготовке).

Учитывая, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, в том числе разработке и утверждении образовательной программы, она самостоятельно определяет вид практики и способы ее проведения в рамках образовательной программы.

Вопрос N 16:
Необходимо ли внести изменения в учебные планы всех реализуемых основных профессиональных образовательных программ или же эта информация должна быть отражена для студентов набора 2021 г.?

Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, практическая подготовка должна быть предусмотрена в образовательных программах, реализация которых началась после вступления в силу приказа N 885/390.

Однако организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе внести изменения в образовательную программу, реализация которой началась до вступления в силу приказа N 885/390, с согласия обучающихся.

Вопрос N 17:
Практическая подготовка при организации практики обязательна, то есть все виды практики, установленные в основных профессиональных образовательных программах, должны проводиться в форме практической подготовки? Все практики в учебном плане должны формировать хотя бы одну профессиональную компетенцию?

Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Положения о практической подготовке практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных образовательной программой.

Вопрос N 18:
Можно ли создать рабочую группу из представителей вузов для разработки регламента прохождения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей?

Ответ:
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации организацией признается юридическое лицо.

Таким образом, законодательством Российской Федерации об образовании установлено проведение практической подготовки исключительно в организации и не предусмотрено проведение практической подготовки у индивидуальных предпринимателей.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".