С 1 сентября 2023 года вступает в силу приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до 1 сентября 2023 года, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Новые правила аттестации педагогов
В Разделе II Порядка аттестации «Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории» появились новые положения:
-
сроки действия квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию, не установлены (т.е. квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно);
-
педагогический работник может подать заявление в аттестационную комиссию, в том числе посредством ФГИС «ЕПГУ» либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ;
-
заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию; при этом указанное право педагогического работника каким-либо сроком не ограничено;
-
проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, либо призеры конкурсов профессионального мастерства, осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие наград и сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.
Порядок аттестации учителей дополнен новым разделом III «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»»:
-
вводятся новые квалификационные категории — «педагог-методист», «педагог-наставник»;
-
аттестация проводится по желанию педагогического работника;
-
к аттестации на указанные категории допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию;
-
педагогические работники, претендующие на установление квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник», должны выполнять дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставнической деятельностью, не входящие в должностные обязанности по занимаемой должности;
-
к заявлению в аттестационную комиссию прилагается ходатайство работодателя, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества, которое формируется на основе решения педагогического совета, на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации (или иным представительным органом работников организации);
-
установлены показатели деятельности по квалификационным категориям «педагог-методист», «педагог-наставник», не входящей в должностные обязанности по занимаемой должности;
-
оценка деятельности педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» осуществляется аттестационной комиссией на основе ходатайства работодателя, а также показателей деятельности.
Скачать полный текст приказа можно по следующим ссылкам:
Ответы на вопросы по новому Порядку аттестации
В связи с появлением множества вопросов по новому порядку аттестации педагогов Минпросвещения РФ выпустило письмо «О разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Ниже приведен ряд ответов из данного письма.
Каким образом на практике должно осуществляться обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы, предусмотренное подпунктом «е» пункта 3 Порядка аттестации?
Положение, предусмотренное подпунктом «е» пункта 3 Порядка аттестации, связанное с обеспечением дифференциации оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, дополнено положением, предусматривающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников, которым установлены первая или высшая квалификационная категория (абзац 4 пункта 39 Порядка аттестации), а также положением, устанавливающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагогметодист», «педагог-наставник» при условии выполнения педагогическими работниками дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью (пункт 55 Порядка аттестации).
Педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие первой или высшей квалификационной категории дифференциация оплаты труда с учетом объема преподавательской (педагогической) работы может быть обеспечена путем определения размера выплаты в рублях исходя из установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю и расчета фактической величины этой выплаты пропорционально установленному педагогическому работнику объему учебной нагрузки (объему педагогической работы).
Если размер выплаты за квалификационную категорию определен в процентном отношении, то дифференциация оплаты труда с учетом квалификационных категорий и объема преподавательской (педагогической) работы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, обеспечивается путем применения повышающего коэффициента за квалификационную категорию к размеру оплаты, исчисленному за фактическую преподавательскую (педагогическую) работу исходя из размера ставки заработной платы, предусмотренного по соответствующим должностям педагогических работников, не имеющих квалификационной категории.
Дифференциация оплаты труда за наличие квалификационной категории «педагог-методист» обеспечивается только при условии выполнения учителем дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, не входящей в должностные обязанности (такой работой, к примеру, может являться руководство методическим объединением образовательной организации). Размер выплаты может определяться локальными нормативными актами с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и не зависит от объема учебной нагрузки учителя.
Должны ли на основании Порядка аттестации проходить аттестацию руководители образовательных организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители? Какие аттестационные комиссии должны проводить их аттестацию?
Положение, предусмотренное подпунктом «е» пункта 3 Порядка аттестации, связанное с обеспечением дифференциации оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, дополнено положением, предусматривающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников, которым установлены первая или высшая квалификационная категория (абзац 4 пункта 39 Порядка аттестации), а также положением, устанавливающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагогметодист», «педагог-наставник» при условии выполнения педагогическими работниками дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью (пункт 55 Порядка аттестации).
Порядок аттестации применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225.
Должности руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей поименованы в разделе II номенклатуры должностей.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 этой же статьи, то есть назначаемых Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, и назначаемых Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов)) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.
Аттестация заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.
В случае если руководители организаций, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и их заместители наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации.
Согласно пункту 6 Порядка аттестации аттестационная комиссия организации состоит не менее чем из 5 человек, в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации. Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях, в которых нет возможности создать аттестационную комиссию из 5 человек, тем более что руководитель образовательной организации в состав аттестационной комиссии не входит?
Положение, предусмотренное подпунктом «е» пункта 3 Порядка аттестации, связанное с обеспечением дифференциации оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, дополнено положением, предусматривающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников, которым установлены первая или высшая квалификационная категория (абзац 4 пункта 39 Порядка аттестации), а также положением, устанавливающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагогметодист», «педагог-наставник» при условии выполнения педагогическими работниками дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью (пункт 55 Порядка аттестации).
При отсутствии в организации возможности сформировать аттестационную комиссию в необходимом количестве из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, в ее состав могут входить работники других организаций, в том числе методических служб сферы образования.
Какие распорядительные акты принимаются организацией? Должно ли быть разработано в организации Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, а также Положение об аттестационной комиссии?
Принятие таких локальных нормативных актов как положение об аттестации педагогических работников или об аттестационной комиссии организации не требуется.
В соответствии с Порядком аттестации организацией принимаются: распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии (пункт 6 Порядка аттестации), распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
Локальные нормативные акты организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников (часть 2 статьи 81 ТК РФ), то есть выборного органа первичной профсоюзной организации.
Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в случае, когда замещение их должностей осуществляется по совместительству? Вправе ли работодатель включить в список для проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности работника, выполняющего у данного работодателя педагогическую работу по совместительству?
Педагогические работники, осуществляющие педагогическую работу по совместительству, то есть у разных работодателей, в том числе в такой же должности, что и по основному месту работы, и не имеющие квалификационной категории, при работе по совместительству проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности на общих основаниях (пункт 1 Порядка аттестации), независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы. Необходимость и сроки проведения такой аттестации определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения такой аттестации?
Прохождение педагогическими работниками аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям. В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2023 года?
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 5 Порядка аттестации аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, поскольку внеочередной характер проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не предусмотрен.
Кто определяет необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение им своих обязанностей?
Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности?
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ). При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя.
Распространяются ли результаты аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия его занимаемой им должности в одной образовательной организации при переходе в другую образовательную организацию?
Нет, не распространяются. Результаты аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно. Вместе с тем работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).
Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?
К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В то же время в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении педагогическим работникам выплат стимулирующего характера.
На какой срок устанавливается первая или высшая квалификационная категория в соответствии с новым Порядком аттестации? И есть ли срок действия у новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник»?
С учетом норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49) Порядком аттестации, утвержденным приказом № 196, не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию. Сроки действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагогнаставник» Порядком аттестации также не предусмотрены.
Через какое время после установления первой квалификационной категории педагогический работник может подать заявление о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию?
Порядок аттестации не ограничивает какими-либо сроками право педагогического работника, имеющего (имевшего) первую квалификационную категорию по одной из должностей педагогических работников, обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной в заявлении должности.
Но представляется важным, чтобы педагогические работники, имеющие (имевшие) первую квалификационную категорию по одной из должностей, при принятии решения об участии в аттестации в целях установления высшей квалификационной категории предварительно провели объективный анализ своей профессиональной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории.
Исходя из содержания приказа № 196, квалификационные категории, установленные педагогическим работникам до вступления в силу данного приказа, сохраняются только в течение срока, на который они были установлены в соответствии с Порядком аттестации, утвержденным приказом № 276. Является ли это правомерным?
Вопрос о сроках действия установленных педагогическим работникам квалификационных категорий всесторонне прорабатывался Министерством просвещения Российской Федерации во взаимодействии с Общероссийским Профсоюзом образования и Министерством юстиции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что приказ № 196 прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Процедура государственной регистрации согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, включает юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации. С учетом изложенного приказ № 196 соответствует законодательству Российской Федерации.
Должен ли педагогический работник в соответствии с Порядком аттестации указывать в заявлении квалификационную категорию, которую желает получить? Или аттестационная комиссия имеет право решать, какую квалификационную категорию установить педагогу?
В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений, в которых в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.
Аттестационным комиссиям не предоставлено право по своему усмотрению определять квалификационную категорию, которая может быть установлена педагогическому работнику по результатам аттестации.
Скачать полный текст письма Министерства просвещения Российской Федерации 17.08.2023 № 08-1510/394 «О разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» со всеми ответами на вопросы можно по этой ссылке.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".