Психологическое консультирование в образовательной организации

На портале онлайн-школы Фоксфорд доступен курс «Психологическое консультирование в образовательной организации».

Длительность программы — 72 часа.

Форма обучения — заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий.



Программа курса

  • Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении
  • Консультирование как форма профессиональной психологической помощи. Отличие консультирования от психотерапии и коррекции. Основные понятия консультирования: жалоба, проблема, запрос
  • Содержательная и организационная специфика консультирования в образовательном учреждении. Консультативная работа в соответствии с ФГОС
  • Обеспечение условий для консультирования. Планирование консультативной работы. Ведение документации по итогам консультативной работы
  • Решение проблем конфиденциальности в школьном консультировании. Обсуждение результатов консультирования с педагогами и администрацией
  • Техники психологического консультирования: техники установления контакта и сбора информации
  • Пассивное слушание. Техники пассивного слушания. Активное слушание
  • Техники активного слушания. Парафраз и варианты его использования
  • Техники расспрашивания. Виды вопросов в консультировании. Неконструктивные и эффективные вопросы. Способы формулировки консультативных вопросов
  • Техника эмоционального отражения
  • Техника паузы и её роль в консультировании
  • Техники психологического консультирования: техники оказания психологической помощи
  • Информирование. Интерпретации. Виды интерпретаций. Отличия интерпретации от предоставления информации. Возможные реакции на интерпретацию. Конфронтация и специфика ее применения. Самораскрытие. Виды самораскрытия. Позитивное переформулирование и области его применения.
  • Рекомендация. Критерии эффективной рекомендации. Предоставление информации. Условия применения данной техники
  • Каузально-ориентированное консультирование в работе психолога образовательного учреждения: первичная встреча
  • Специфика консультирования по проблемам детского и подросткового возраста
  • Сущность запроса. Диагностический и консультативный запрос. Симптоматически и каузально ориентированная психологическая помощь
  • Трехэтапная структура каузально ориентированного консультирования. Этап сбора феноменологии. Диагностический этап. Этап оказания психологической помощи Организация первичной встречи на базе образовательного учреждения. Задачи первичной встречи. Этапы работы психолога во время первичной встречи. Система анализа информации о ребенке. Проблема ответственности за проблемы ребенка. Пути прояснения проблемы ребенка. Формирование диагностического запроса
  • Каузально-ориентированное консультирование в работе психолога образовательного учреждения: диагностический этап и этап оказания помощи
  • Понятие психологического диагноза и диагностической гипотезы. Алгоритм выдвижения диагностических гипотез. Способы проверки диагностических гипотез. Специфика проверки диагностических гипотез в образовательном учреждении. Организационные аспекты диагностического этапа. Анализ результатов диагностического этапа
  • Алгоритм работы психолога на этапе оказания помощи. Разбор типичных ошибок. Планирование консультирования по итогам диагностики. Обсуждение результатов диагностического этапа
  • Переформулирование диагностического запроса в консультативный. Критерии эффективного запроса. Выбор формы дальнейшего взаимодействия
  • Специфика консультирования родителей
  • Принципы консультирования родителей. Феномен «нарциссического расширения» и его влияние на процесс консультирования. Проблема установления контакта с родителем при консультировании на базе образовательного учреждения и пути её разрешения
  • Консультирование родителей по запросу педагога. Проблема распределения ответственности между родителями и школой и ее роль в процессе консультирования. Особенности диагностики детско-родительского взаимодействия. Диагностические приемы работы с детско-родительской парой
  • Адлерианский подход к консультированию родителей
  • Понятие цели нарушенного поведения. Способы выявления цели нарушенного поведения
  • Рекомендации для родителей в соответствии с целью поведения ребенка
  • Консультативные инструменты: предоставление выбора, естественные и логические последствия, подбадривание, введение правил
  • Консультирование родителей с учетом стиля воспитания
  • Понятие стиля воспитания. Типология стилей воспитания. Приемы диагностики стиля воспитания. Типичные проблемы детей с связи со стилем воспитания. Основные стратегии консультирования в зависимости от стиля воспитания.
  • Особенности консультирования педагогов
  • Особенности педагога как клиента. Принципы эффективного консультирования педагогов. Формирование у педагога реалистичного представления о возможностях психологической помощи. Стратегии работы психолога при наличии у педагога запроса на личностную помощь
  • Консультирование педагогов по проблемам детей. Трудные ситуации в консультировании педагогов и способы их преодоления
  • Стратегии консультирования по основным трудностям ребенка
  • Витальные и социальные страхи у детей. Семейные факторы формирования детских страхов. Основные рекомендации для родителей и педагогов
  • Тревожность у детей и подростков: содержание консультативной работы с педагогами и родителями
  • Стратегии консультирования по основным трудностям ребенка: непослушание и гиперактивность
  • Агрессивность. Типы агрессивности и основные рекомендации для родителей и педагогов
  • Гиперактивность и проблемы самоорганизации: возможные направления консультативной работы
  • Дисциплинарные проблемы: диагностические гипотезы и возможные рекомендации
  • Консультирование подростков
  • Содержательная и организационная специфика консультирования подростков. Характеристика подростка как клиента. Особенности контакта между консультантом и подростком
  • Основные стратегии консультирования подростков. Приемы установления контакта с подростком в ситуации, когда запрос поступил от родителя или педагога. Использование обратной связи как эффективный прием оказания психологической помощи подростку. Логика работы с основными трудностями подростков. Консультирование подростков по их собственному запросу
  • Проблема конфиденциальности в консультировании подростков. «Ловушки» в консультировании подростков и способы их преодоления

По окончании курса выдается: Удостоверение установленного образца на 72 часа

Подробности и запись на курс по ссылке на портале Фоксфорд.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".