Преподавание литературы 19 века в рамках ФГОС: как помочь ученику полюбить чтение

На портале онлайн-школы Фоксфорд доступен курс «Преподавание литературы 19 века в рамках ФГОС: как помочь ученику полюбить чтение».

Длительность программы — 72 часа.

Форма обучения — заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий.



Программа курса

  • Вводное занятие
  • О целях и задачах курса
  • Что преподавали на уроках литературы «вчера» и что мы преподаем на уроках литературы «сегодня»
  • Зачем мы преподаем классическую литературу в школе
  • А. С. Пушкин
  • Почему говорить о романе Пушкина «Евгений Онегин» в школе интересно/трудно/скучно (нужное подчеркнуть). «Кубик Блума» в помощь.
  • Пушкин и Читатель. Как Пушкин обманул своего читателя
  • Как почувствовать себя читателем-современником Пушкина. Мотивирующее задание
  • Смог ли бы Пушкин сочинить сериал?
  • Новый сюжет! новый герой! новый стиль!
  • Фанклуб. Фанфики по роману
  • Н. В. Гоголь
  • Зачем мы сегодня читаем «Мёртвые души»?
  • Как жанр может стать инструментом анализа. «Мертвые души»: гомеровский эпос или пикареска?
  • «Мертвые души»: новые возможности старого сюжета
  • Элементы геймификации в на уроках по гоголевской поэме
  • М.Ю. Лермонтов
  • К чему отсылает заглавие «Герой нашего времени». Литературные следы в романе
  • Кто и о чём рассказывает в романе. «Событие рассказывания» и «рассказанное событие» в романе
  • Кто же он — герой лермонтовского времени? «Уж не пародия ли он?»
  • Запад—Россия—Восток в романе Лермонтова
  • Творческие задания по роману
  • И. А. Гончаров
  • Главная интрига романа «Обломов» и где её искать. Кто и кому рассказал историю Обломова
  • «Важные» и «неважные» персонажи романа
  • Илья Обломов и Андрей Штольц — две философии
  • Топика романа, метафизика пространства и символика деталей
  • Критические баталии вокруг романа и почему они могут быть интересны школьникам
  • И. С. Тургенев
  • История изучения романа «Отцы и дети» в школе и общие места в рассуждениях о романе
  • Как «аксиомы» перевести в «теоремы»
  • Базаров — Эдип и/или блудный сын и/или Гамлет
  • «Отцы и дети» — роман о взрослении
  • Творческие задания по роману
  • А. Н. Островский
  • «Гроза»: Драма? Трагедия? Как сделать жанр инструментом анализа
  • Катерина: «женский Гамлет» или «русская Офелия»
  • «Есть мнение!» Критические баталии вокруг пьесы и почему они могут быть интересны школьникам
  • Исследовательские и творческие задания по пьесе
  • Н. А. Некрасов
  • Что интереснее, соблюдать правила или нарушать? Отвечает Некрасов
  • О чём Некрасов спорил с классиками и современниками
  • О том, как в поэзию проза пришла. От физиологического очерка к большому стихотворению
  • «Кому на Руси жить хорошо»: вопросы без ответа
  • Мини-исследования по поэзии Некрасова
  • Ф. И. Тютчев
  • Фёдор Тютчев — герой не своего времени / несовременный современник
  • Что интереснее, соблюдать правила или нарушать? Отвечает Тютчев
  • Филологические сюжеты: Тютчев и Державин. Тютчев и Жуковский. Тютчев и Пушкин
  • Тютчев поэт и философ. Натурфилософия в поэзии
  • На мосту времени: Тютчев и поэты ХХ века
  • Практикум: анализ поэтического текста
  • «Петербургский текст»
  • «Гранитный барин» / «Гранитный призрак» — образ Петербурга в русской литературе
  • «Петербургский миф» и «Петербургский текст»: исторические легенды и легендарные истории
  • Петербург как особое культурное пространство (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Белый)
  • Знаки «петербургского текста»; мистическое и физиологическое
  • «Мой Петербург»: мотивирующие и творческие задания
  • Ф. М. Достоевский
  • «Преступление и наказание»: претекст, текст и контекст
  • Документальные и художественные претексты романа «Преступление и наказание»
  • Как вовлечь и развлечь читателя: использование жанровой модели детектива в романе
  • Как заставить читателя мучиться «проклятыми вопросами»: новый тип повествования и новый тип героя в романе
  • Следы «чужих голосов» в романе: с кем спорил Достоевский; роман в историческом контексте
  • Раскольников и Соня: два смысловых и композиционных центра романа
  • Раскольников и его двойники. Композиция образов. Соня и Дуня
  • Проектные и творческие задания к роману
  • Л. Н. Толстой
  • Из чего выросла эпопея «Война и мир»
  • Трансформация замысла и героя. Смысл заглавия
  • «Архитектурные принципы» романа «Война и мир»: три семейства — три героя — три мысли
  • Андрей и Пьер — герои пути. Герои в свете — в отношении к Наполеону — в отношении к войне — герои в любви
  • Болконский: путь от «Тулона» до «неба». Три разговора с Пьером — три кумира — три сражения — три смерти — три воскрешения. Любовь и смерть Андрея
  • Три «круга» Пьера Безухова: круг света — круг масонов — круг народа. «Пружина» и «шар» — утрата и обретение Бога
  • Три бала Наташи Ростовой. Три любови Наташи: Андрей — Анатоль — Пьер. Женский вопрос и мысль семейная
  • Мысль историческая в романе. Кутузов и Наполеон. Сны и символы в романе. Где лопнет натянутая Толстым струна
  • Мобильное приложение «Живые страницы» и виртуальная доска Padlet на занятиях по роману «Война и мир»
  • А. П. Чехов
  • А. П. Чехов — писатель ХХ века
  • Рассказ А. П. Чехова «Ванька». Использование и переосмысление жанровой формулы рождественского рассказа. «Один дома» и «провал коммуникации» — открытие ключевых сюжетов ХХ века
  • Рассказ А. П. Чехова «Студент». Использование жанровой формулы пасхального рассказа. «Возвращение домой» — обновление сюжета
  • Трилогия А. П. Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»: взгляд с другой стороны и новые акценты
  • Как сделан чеховский цикл? Эстафета рассказывания
  • Какое событие главное — рассказанное или рассказывания? Где спрятана главная тема цикла
  • «Чайка» и «Вишневый сад» — первая и последняя пьесы Чехова. Почерк драматурга. Модель новой драмы ХХ века
  • «Чайка»: текст и подтекст. Отсылки к Шекспиру, Гете и Некрасову. Гамлетовский и фаустовский подтексты в пьесе. Некрасовская ирония
  • «Вишнёвый сад»: предчувствуя абсурд
  • Анализ одного эпизода. «Грешница» А. Толстого — в подтексте
  • Всё-таки комедия: несостоявшаяся кульминация — несостоявшийся катарсис

По окончании курса выдается: Удостоверение установленного образца на 72 часа

Подробности и запись на курс по ссылке на портале Фоксфорд.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "В помощь педагогу".