Избранные темы школьной программы по русскому языку и литературе

На портале онлайн-школы Фоксфорд доступен курс «Избранные темы школьной программы по русскому языку и литературе».

Длительность программы — 108 часов.

Более 200 программ повышения квалификации для педагогов от онлайн-школы Фоксфорд – подробнее по ссылке.

И скидка до 50% на первое обучение на портале Инфоурок по промокоду ВАМСКИДКАподробнее по ссылке.

Форма обучения — заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий.



Программа курса

  • Игры и научное языкознание на уроках русского языка в младшей школе
  • Обсудим, как можно вводить факты из истории языка и общего языкознания в школьную программу, рассмотрим конкретные примеры заданий и текстов для разбора с детьми, игры, развивающие языковое чутьё, расширяющие словарный запас, формирующие активную исследовательскую позицию, развивающие эмоциональный интеллект. Обратим внимание на современные ресурсы, без которых уже и не обойдёшься на уроках русского языка
  • Современная детская поэзия
  • Поговорим о том зачем нужно читать стихи с детьми, познакомимся с текстами и понаблюдаем за их изменением во времени, найдем возможность применения в работе на уроках и вне уроков
  • Приёмы понимания текста на уроках русского языка в начальной школе
  • Приёмы понимания текста на уроках русского языка в начальной школе
  • Современная детская литература — основные тенденции, особенности и ресурсы
  • Что происходит сейчас в российской и зарубежной дет. литературе,  основные издательства, авторы, направления. Подбор книг  для внеклассного чтения  исходя из психологических особенностей возраста (от младшешкольного до старшеподросткового). Использование современной детской литературы в воспитательной работе
  • Фольклор: не устное, не народное, не творчество
  • Речь будет идти о фольклоре: его сущностных характеристиках, путях распространения и авторстве. Кроме того, будет рассмотрена связь интерпретаций фольклора с национальными исканиями XIX века, до сих пор влияющими на общественные представления об «устном народном творчестве». Наконец, будут подняты вопросы преподавания фольклора в школьных курсах литературы: как обсуждать со школьниками проблемы эпоса, гомеровский вопрос, былины; как читать и объяснять сказки; как рассуждать о «фольклорных мотивах» в творчестве писателей разного времени
  • Подготовка к олимпиадам по русскому языку и лингвистике
  • Для успешного участия в олимпиадах по русскому языку и лингвистике требуются не только (и не столько) знания в рамках школьной программы по русскому языку, но и широкий лингвистический кругозор, знакомство с методами исторического языкознания, владение различными видами лингвистического анализа языковых единиц в контексте. Мы поговорим о том, как формировать этот комплекс знаний и умений, в том числе на обычных уроках русского языка в средней и старшей школе
  • Фольклор и Н.В.Гоголь (на материале произведений школьного курса)
  • «Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч. и проч. и проч.». Как Николай Васильевич работал с этим материалом — и станет предметом разговора
  • Старое правило по-новому. Чередующиеся безударные гласные в корне и не только
  • Во время занятия обсудим привычный нам материал, рассмотрим, в чем же противоречия некоторых справочников и учебников, а также обсудим, как это правило может быть сформулировано иначе.
  • От изложения и сочинения к устному выступлению
  • Пунктуация в школе
  • Проблемы выпускников и их причины
  • Экранизации произведений на уроках литературы
  • Книга vs. экранизация? Вопрос претендует на звание вечного. Экранизации помогают учителю, мешают или только знакомят с содержанием? Что, кроме сюжета, можно получить от работы? Будем рассуждать, смотреть и искать ответы
  • Задание ЕГЭ на нарушение лексической сочетаемости, плеоназм
  • По мнению аналитиков, «результаты освоения лексических норм в целом удовлетворительны, но невысоки». Этим обусловлена целесообразность включения в экзаменационную работу задания. Мы обсудим трудности, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя при подготовке к выполнению заданий, проверяющих уровень усвоения лексических норм современного русского литературного языка
  • Проблемы кодификации русского правописания
  • Правилa русской орфографии и пунктуации требуют значительной переработки, однако в русском правописании есть ряд трудностей, которые не позволяют кодифицировать норму правописания быстро и безболезненно для общества. На занятии обсудим, с чем сталкивается кодификатор и как можно решать некоторые вопросы
  • Литература и МХК: связи и контексты
  • Занятия будут посвящены обсуждению междисциплинарных связей между курсами литературы и МХК. На примере нескольких кейсов будет рассмотрено взаимообогащение программ при соединении литературо- и искусствоведческого анализа. Мы обсудим, как одни и те же культурные доминанты проявляются в визуальном и словесном искусстве, насколько легче и интереснее объяснять особенности литературы классицизма (романтизма, сентиментализма и др.) через живопись художников-классицистов (романтиков, сентименталистов и др.)
  • «Идиллические» уголки в литературе от античности до современности
  • Что такое речевые жанры
  • Что такое коммуникативная ситуация
  • Диалог и теория коммуникации
  • Современные произведения на уроках литературы
  • А.С. Пушкин «Кокетке»
  • Иосиф Бродский Двадцать сонетов к Марии Стюарт
  • Константин Арбенин «Пушкин мой»
  • Фредерик Браун «Кошмар со временем»
  • В. Залотуха «Свечка»
  • Развитие логического мышления на уроках русского языка
  • Логика
  • Знания
  • Грамматическая аналогия
  • Сравнение
  • Об истории создания и публикации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • В рамках занятия будут рассмотрены основные этапы работы М.А. Булгакова над романом «Мастер и Маргарита» в 1920-1930-х гг., а также обстоятельства публикации произведения в СССР в 1960-х гг
  • Тест ЕГЭ: задания с самым низким процентом выполнения
  • На занятии пойдёт разговор о заданиях формата ЕГЭ, процент выполнения которых невысок. В чём причины неудач участников экзамена? На что нужно обратить особое внимание при подготовке? Надеемся, нам удастся обменяться опытом, чтобы помочь нашим ученикам справиться с трудностями
  • Возможности лингвистического анализа художественного текста
  • Языковые средства (лексика, морфология, синтаксис)
  • Речевые модели (проблема точки зрения)
  • Композиционные приемы (тактика текста, способы соединения частей текста)
  • Текстовая стратегия автора
  • Текстовая часть экзаменов по русскому в 9 и 11 классе: мифы и реальные рекомендации
  • Один ученик нашего интенсивного курса по подготовке к ОГЭ сказал: «В изложении нужно чуть-чуть сократить первый и последний абзацы, а второй абзац записать без изменений». Этот ученик был удивлён, что приемы сжатия текста нужно использовать в каждом абзаце, иначе потеряешь баллы. Это критерии проверки, общие для всех. С такими высказываниями мы встречаемся не раз, когда готовим детей к экзаменам. На этом занятии мы обсудим формулировки заданий, рекомендации экспертов, критерии проверки, ведь именно от знания всего этого зависят баллы за текстовую часть

По окончании курса выдается: Удостоверение установленного образца на 108 часов

Подробности и запись на курс по ссылке на портале Фоксфорд.